Меню

Сколько времени нужно уделять ребенку

«Необходимо больше времени проводить с детьми», — утверждают в многочисленных педагогических статьях и говорят на лекциях. Но, если спросить у ребенка, сколько времени он провел в эти выходные с мамой или папой, он вряд ли назовет точный ответ. Зато малыш сможет подробно рассказать, чем именно он занимался с родителями и было ли ему это приятно, ведь ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно было проведено. Зачастую, десять минут разговоров с ребенком означают гораздо больше для него, чем если вы целый день просто сидели рядом, с трудом сдерживая зевоту.

Большую часть времени дети дошкольного и младшего школьного возраста проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду или школе, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т.д. Но кроме этого ему необходимо общаться и со своими родителями. Ребенок до трех лет очень чувствует их присутствие рядом. Иногда может показаться, что ребенку все равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослые рядом с ребенком, создают у него необходимое чувство безопасности.

Ребенку же в более старшем возрасте необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а общение с родителем наравне, как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с малышом время. Решающее значение имеет не то, сколько времени вы провели с ребенком, а что и как делали вместе.

Даже каждодневную десятиминутную дорогу до детского сада можно превратить в совместное времяпрепровождение, просто разговаривая с ребенком, тогда у обоих создастся ощущение общности, которое так хочется повторить. Многие отговариваются, что у них не хватает времени на общение с ребенком, что они сильно загружены на работе и домашними делами, что вечером хочется просто отдохнуть. но ведь на самом деле какого-то специального времени для этого не требуется. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Не стоит мучиться мыслью, что вы уделяете ему недостаточно времени. Но играйте, гуляйте с ребенком только тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Проведенный с малышом вечер исключительно только по родительскому долгу не доставит удовольствия обоим.

Часто родители заходят в тупик, пытаясь придумать, о чем поговорить с ребенком, чем заняться вместе с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Просто не мешайте им, и вы быстро очутитесь втянутыми в разнообразные мероприятия. Проще всего начать с разговора как с самой привычной формы общения взрослых. Детям интересно все о своих родителях, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними, о чем говорите с другими людьми, где работаете и с какими трудностями сталкиваетесь. Если вы будете просто отвечать на вопросы, у вас может получиться отличная беседа о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой холодно, а летом жарко. Вы тоже можете поинтересоваться, что делает ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Таким образом вы узнаете много нового друг о друге и действительно сближаетесь. Но куда больше разговоров дети любят дела. Так что выберите один из описанных ниже вариантов совместного занятия с ребенком и получайте удовольствие.

Предложите ребенку подключиться к выбранному вами занятию. Можете вместе отправиться в парк или на рыбалку, или займитесь совместной уборкой квартиры или готовкой. Участвуя в ваших делах, ребенку удается познать мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, согласовать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное — не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Сейчас он растет и развивается, поэтому ему позволительно учиться на своих ошибках. И не забывайте, что вы сами далеки от совершенства, поэтому и ваш ребенок не может быть безупречным.

Можно вместе с ребенком сообща придумываете интересное занятие. Здесь главное чтобы оба получали удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Возможно устроить еженедельный совет семьи, чтобы всем вместе обсудить, чем заняться в эти выходные.

И еще один вариант — подключиться к детской деятельности. Но не забывайте, что в этот момент вы больше не руководитель, авторитет, родитель, а равноправный участник игры. В последнее время психологи стали рассматривать игры как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что эти занятия в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни — общение, творческая работа. Игра — это детский способ осмысления окружающего его мира, включения в мир взрослых и имеет все права на уважение. Играть с ребенком — это не значит стать маленьким, забавляться. Кроме удовольствия от совместной игры вы ясно поймете, чем занимаются ваш малыш, что его волнует, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас. Ведь детская игра значительно серьезнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. В ней может развернуться настоящая жизненная драма, ребенок моделирует ситуацию и пытается разрешить проблемы. И никогда не забывайте, что в игре лидер и авторитет — ребенок, а вы лишь робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.

Все предложенные варианты общения с ребенком имеют свои положительные стороны. Так что для полноценного общения стоит применять их все. Включая ребенка в свою деятельность, вы приучаете его к миру взрослых, даете почувствовать свою значимость и научиться придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы так велите, а потому, что такие требования у этой деятельности. Когда вы выбираете занятие сообща, ребенок учится демократическому общению и способам, как угодить не только себе, но и своим близким, к тому же он учится общаться на равных. А когда вы присоединяетесь к детской деятельности, вы сами учитесь понимать своего малыша, а он в свою очередь получает чувство собственной значимости. Такими совместными играми повышается его самооценка и возникает чувство партнерства с родителями.

И самое важное. Когда ребенок получает удовольствие от общения с родителями, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *